Коллектив авторов - Лекции по искусству и культуре (Лекторий ВШЭ) (2021) бесплатно

Ответить на тему
 
Автор Сообщение

Prescious ®

Коллектив авторов | Лекции по искусству и культуре (Лекторий ВШЭ) (2021) - Автор: Коллектив авторов
Жанр: искусствоведение, кинематограф / театр, культурология, социокультурная деятельность, архитектура, архитектурные конструкции, танцы, изобразительное искусство, развлечения
Продолжительность: 17:10:44
Формат (аудиокодек): MP3
Битрейт аудио: 128 Kbps
Издательство: Высшая Школа Экономики (ВШЭ)
Возрастное ограничение: 12+
Описание:
Популярность выставок Москва-Берлин, Берлин-Москва показывает, насколько России и Германии было важно найти в искусстве ХХ века как различия, так и пересечения. ВХУТЕМАС часто называют русским Баухаузом, хотя это не совсем так. Многие немцы, как скульптор Кете Кольвиц, за честь считали посетить Москву. Мало кто помнит, что художник Генрих Фогелер из художественной колонии Ворпсведе, умер в ссылке в Караганде. Часто хулиганы от современного искусства, как Георг Базелитц, не раз обращались к образу Ленина. Редко русские нонкомформисты говорят о влиянии визита в СССР Гюнтера Юккера из группы Зеро. Театр им. Й. Бойса, организованный в Москве, никогда не был известен немецкому «дедушке перформанса». Но, кажется, все русские художники знают о выставке Документа в Касселе.

"Содержание:"

Лекция 1.

Символы в операх Рихарда Вагнера. (01:22:00)
Символы в музыкальных драмах Рихарда Вагнера служат особым компонентом. Они позволят нам проследить развитие основных сюжетных линий произведений – разных, с множеством подтекстов и смыслов, найти в них связи с литературой, мифологией, живописью, архитектурой или событиями в жизни композитора и составить обобщенную картину музыкальных произведений. Символы в операх Вагнера преимущественно представлены лейтмотивами, т.е. мелодиями, ассоциирующимися с определенным персонажем. При стереотипе, что музыка и сюжеты Вагнера сложны, сам композитор стремился сделать свои произведения понятными, и этому служили именно лейтмотивы. Некоторые лейтмотивы и фрагменты сюжетов опер стали явлениями в различных видах искусства и даже явлениями культуры.
Лектор – Александр Калашников, доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук.

"Лекция 2."

Музыка в кругу наук о культуре. (01:26:25)
Часто кажется, что в мелодии сокрыт какой-то тайный смысл. Музыковеды же стараются интерпретировать эти смыслы средствами современных философских теорий. Оказывается, между этими сферами существует связь, а философия музыки – это междисциплинарная наука, включающая в себя музыкознание, философию, социологию, психологию, культурологию и даже педагогику. Мало того, в мелодичные аккорды струн и клавиш проникла даже политика.
Лектор – Анна Ганжа, доцент кафедры наук о культуре отделения культурологии факультета философии НИУ ВШЭ.

"Лекция 3."

Маяковский танцует фокстрот: социальные танцы 20-х годов. (01:10:16)
Как развлекались наши соотечественники сто лет назад? Так же, как и сейчас: танцевали на вечеринках. Сначала это были танго и веселый матчиш – о котором писал Маяковский: «И вот сегодня / С утра мне в душу/ Врезал матчиш губы /Я ходил подергиваясь руки растопыря /А везде по крышам танцовали трубы / И каждая коленями выкидывала 44!» Вскоре к ним добавились динамичные и менее формальные танцы – cake-walk, one-step, two-step, black-bottom. Вместе с этими танцами из Америки пришли так называемые animal dances, где имитировались движения животных: «индюший шаг», «медведь гризли», «орлиная скала», «объятия кролика» и даже «полька марабу». К ним присоединился фокстрот – the fox-trot – «лисий шаг», танец, основанный на сочетания уанстепа и тустепа. Их танцевали в кафе, кабаре и домашних салонах, но главное – их включали в свои спектакли режиссеры Всеволод Мейерхольд и Николай Фореггер. Однако вместе с закатом «кафейной культуры» фокстрот и шимми попали под запрет: их обвинили в сексуальности и мещанстве, окрестили «нэпмановскими» танцами.
Лектор – Ирина Сироткина, историк, исследователь танца и двигательной культуры, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ.

Видеоверсия лекции. YouTube:

https://www.youtube.com/watch?v=SCzzP5aOBe4

"Лекция 4."

Роман «В круге первом» на сцене Таганки. (01:18:14)
В лекции Евгении Абелюк, посвященной спектаклю Юрия Любимова «Шарашка», речь идет о том, почему режиссер поставил «медицинскую» версию произведения А.И. Солженицына, а не жесткую «атомную», а также о том, как он «прочитал» роман «В круге первом». Лекция сопровождается фрагментами спектакля.
Лектор – Евгения Абелюк, доцент Департамента образовательных программ, зав. лабораторией по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX–XXI веков НИУ ВШЭ, автор книги «Таганка: Личное дело одного театра».

Видеоверсия лекции. YouTube:

https://www.youtube.com/watch?v=D19A0KCOGJs

"Лекция 5."

Почему на храме купол? Два тысячелетия истории и символики купола. (01:21:11)
Лекция посвящена теме купола в храмовой архитектуре. Прослеживается его история от римского зодчества через Раннюю и Среднюю Византию до Руси, эволюция его формы и символической нагрузки.
Лектор – Андрей Виноградов, кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной истории факультета истории НИУ ВШЭ.

Видеоверсия лекции. YouTube:

https://www.youtube.com/watch?v=p1s5UmxqF4M

"Лекция 6."

Начало каменной архитектуры на Руси и вопрос о родине её мастеров. (01:02:59)
Даже в ХХI столетии история ранней русской архитектуры во многом остается загадкой. Откуда пошла русская архитектура? Как в недавно языческой Руси появились мастера, способные строить огромные соборы? Кем были эти зодчие – славянами, византийцами или еще кем-то? Сейчас мы знаем о древнерусской и византийской архитектуре намного больше, чем сто лет назад, и можем попытаться ответить на вопросы: как выглядела Десятинная церковь, когда построена Святая София Киевская, кто начинал возводить Спас Черниговский. И, наконец, узнать, откуда пришли строители этих соборов.
Лектор – Андрей Виноградов, кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной истории факультета истории НИУ ВШЭ.

Видеоверсия лекции. YouTube:

https://www.youtube.com/watch?v=shq-8lfKReo

"Лекция 7."

Изображение Дней Творения в Западном Средневековье. (00:55:52)
В ходе лекции слушатели узнают о способах изображения Дней Творения в изобразительном искусстве Западной Европы с V по XIII века. Речь идет о взаимовлияниях древнееврейской, античной римской, а позже раннеанглийской и других традиций в монументальной живописи, скульптуре, книжной миниатюре; о возможности распознать влияние раннехристианских или даже дохристианских памятников искусства на более поздние произведения, а также о роли образца и инструкции в работе средневекового живописца.
Лектор – Анна Пожидаева, кандидат искусствоведения, доцент школы исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, специалист по библейской иконографии.

Видеоверсия лекции. YouTube:

https://www.youtube.com/watch?v=XnJX1RGtVZc

"Лекция 8."

Светская живопись венецианского Возрождения. (00:52:37)
На рубеже XV и XVI веков в Венеции широко распространяется новый тип живописных произведений – светские картины. Заказанные нобилями крупнейшим художникам венецианского Возрождения – Джорджоне, Тициану, Якопо Пальме Старшему, Себастьяно дель Пьомбо и другим, эти произведения отличаются в том числе и новаторским содержанием. Несмотря на то что в них зачастую присутствуют узнаваемые мотивы религиозных, мифологических или литературных сюжетов, их смысл и назначение не всегда очевидны: люди того времени почти не оставили нам ключей к содержанию этих произведений. Современные исследователи предполагают, что такие картины могли служить аллегориями, моральными и политическими, соотноситься с событиями – как с общегосударственными, так и с частными.
Лектор – Ольга Назарова, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Школы исторических наук НИУ ВШЭ.

Видеоверсия лекции. YouTube:

https://www.youtube.com/watch?v=KClfGvApJTI

"Лекция 9."

Художественные индустрии: искусство не роскошь, а товар массового потребления. (00:49:08)
Можете ли вы позволить себе купить произведение искусства? Не сомневайтесь: сегодня искусство доступно каждому. Одновременно с тем, как аукционные дома фиксируют новые рекорды продаж картин известных художников, развивается массовый арт-рынок, предлагающий искусство по доступной цене. Искусство перестает быть продуктом исключительно элитарного потребления и становится частью системы художественных индустрий.
Лектор – Елизавета Березина, преподаватель Школы культурологии НИУ ВШЭ.

Видеоверсия лекции. YouTube:

https://www.youtube.com/watch?v=vg11AQUVA0M

"Лекция 10."

Бизнес и искусство: возможности и проблемы взаимодействия. (01:24:10)
Никто не будет спорить, что искусство – это область деятельности, где на первом месте стоит человек с его неограниченным творческим потенциалом. Но и современный бизнес в своих наиболее ярких проявлениях – тоже творчество. Искусство основано на интуитивном познании мира и человека. Но и бизнесмену нужна интуиция для создания трудновоспроизводимых конкурентных преимуществ. Чему могут поучиться друг у друга бизнес и институты культуры? Сводится ли взаимодействие бизнеса и искусства исключительно к меценатству, или в нём могут обнаружиться новые неизведанные глубины?
Лектор – Сергей Филонович, доктор физико-математических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами факультета менеджмента, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ.

"Лекция 11."

Драма соучастия. Как театр, кинематограф, музей и университет выживают в трансмедийном мире. (00:57:07)
Иммерсивный театр, партисипаторный музей, открытый университет, интерактивное кино, эмансипированный зритель… В современном мире остается все меньше сфер, где действуют строгая иерархия и незыблемые правила коммуникации. Цифровые медиа постепенно приучают публику проявлять инициативу и диктовать свои желания. Художественные произведения и фундаментальные знания для многих перестают быть самостоятельной ценностью, превращаясь в нарядную и престижную упаковку для услуг, удовлетворяющих прагматические потребности пользователя. Может ли традиционная культура что-то противопоставить медиаэкспансии? Могут ли истории, рассказанные языком нескольких медиаплатформ, стать площадкой для диалога культур?
Лектор – Анна Новикова, доктор культурологии, профессор департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ.

"Лекция 12."

Русско-немецкие культурные диалоги в искусстве ХХ века. (01:45:06)
Популярность выставок Москва-Берлин, Берлин-Москва показывает, насколько России и Германии было важно найти в искусстве ХХ века как различия, так и пересечения. ВХУТЕМАС часто называют русским Баухаузом, хотя это не совсем так. Многие немцы, как скульптор Кете Кольвиц, за честь считали посетить Москву. Мало кто помнит, что художник Генрих Фогелер из художественной колонии Ворпсведе, умер в ссылке в Караганде. Часто хулиганы от современного искусства, как Георг Базелитц, не раз обращались к образу Ленина. Редко русские нонкомформисты говорят о влиянии визита в СССР Гюнтера Юккера из группы Зеро. Театр им. Й. Бойса, организованный в Москве, никогда не был известен немецкому «дедушке перформанса». Но, кажется, все русские художники знают о выставке Документа в Касселе.
Лектор – Алена Григораш, канд. искусствоведения, преподаватель магистерской программы «Germanica: история и современность».

Видеоверсия лекции. YouTube:

https://www.youtube.com/watch?v=5KIGUAFEwy8

"Лекция 13."

Амальфи в работах Сильвестра Щедрина: к истории и философии русского пейзажа. (01:11:45)
Гёте полагал, что в процессе художественного развития складывается «универсальная мировая литература». Перефразируя немецкого философа, скажем, что подобный процесс также отражает и становление «универсальной мировой художественной культуры» с ее многообразием творческих практик – изобразительных, музыкальных, театральных. Возникает вопрос: где проводить границы между европейской и русской художественными традициями? Как обнаружить влияния предшествующих произведений культуры и художественных практик в работах творца? На примере итальянских штудий (набросков) Сильвестра Щедрина, его образов Амальфи, в лекции затронуты эстетические и культурологические аспекты формирования русской школы пейзажной живописи, ощутившей плодотворное влияние Италии, ее культуры, художественного наследия и природной красоты.
Лектор – Ольга Жукова, д.ф.н., профессор школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, академический руководитель образовательной программы «Философская антропология».

Видеоверсия лекции. YouTube:

https://www.youtube.com/watch?v=hB1akmYqWJY

"Лекция 14."

Архитектура Северной Африки. (01:34:00)
Страны Северной Африки – яркий пример того, как политическая ситуация влияет на архитектуру. В середине ХХ века, в период европейской колонизации, вместо традиционных форм в регионе строили модернистские здания из стекла и бетона, а после приобретения независимости вновь вернулись к национальным мотивам в архитектуре. Почему историческая память и традиции становятся актуальнее современных трендов? К чему приводит насаждение иной архитектурной культуры? Что нужно заказчикам и архитекторам в наши дни?
Лектор – Лев Карлосович Масиель Санчес, кандидат искусствоведения, историк архитектуры, доцент НИУ ВШЭ.

Видеоверсия лекции. YouTube:

https://www.youtube.com/watch?v=QtUV6OCuN-g

Слив складчины:

Чтобы скачать файл "Коллектив авторов - Лекции по искусству и культуре (Лекторий ВШЭ) (2021)"

Вам нужно Авторизоваться на сайте под своим логином. Если у Вы ещё не зарегистрированы, тогда Вам нужно пройти Регистрацию


Показать сообщения:    
Ответить на тему

Скачать Коллектив авторов - Лекции по искусству и культуре (Лекторий ВШЭ) (2021) слив курса.

Текущее время: Сегодня 10:27

Часовой пояс: GMT + 4



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы