Коллектив авторов - Лекции по истории (Лекторий ВШЭ) (2018-2019) бесплатно
Главная»Разное»Коллектив авторов - Лекции по истории (Лекторий ВШЭ) (2018-2019)
·
Автор
Сообщение
Prescious®
Коллектив авторов | Лекции по истории (Лекторий ВШЭ) (2018-2019) -Автор: Коллектив авторов Жанр: общая история, история России Продолжительность: 21:28:11 Формат (аудиокодек): MP3 Битрейт аудио: 128 Kbps Издательство: Высшая Школа Экономики (ВШЭ) Возрастное ограничение:12+ Описание: XIX век – век бумаги. Благодаря ей можно исследовать тонкости кадровых решений, которые в нашей современной жизни трудно улавливаются. К примеру, делопроизводственная документация Министерства внутренних дел позволяет выявить не только инициативы, но и мотивы назначения российских губернаторов первой половины XIX века. Сложнее обстоит дело с нюансами их отставок и увольнений. Однако существующая в те времена плотная сеть почти регулярных сенаторских ревизий, спускаемых по жалобам от населения, предоставляет нам такие свидетельства. Предстоящая лекция будет строиться вокруг обозначенных проблем. Реконструкция судеб отдельных губернаторов, статистика их увольнений ставит под сомнение устоявшееся мнение об их «всевластии».
"Содержание:"
Лекция 1.
Революция 1917 года и развитие российской политической системы. (01:10:41) Была ли неизбежна русская революция с позиций современной социологии революций, почему либерализм потерпел поражение и насколько состоятельна принятая СССР модель федеративного устройства? Лектор рассказывает о природе советской политико-правовой системы, эволюции легитимирующей формулы власти в ХХ веке. В ходе лекции поднят вопрос о том, является постсоветская политическая система разрывом или продолжением революционной традиции, а также идет речь об итогах революционного проекта и нерешенных задачах политической модернизации страны. Лектор – Андрей Медушевский, кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор департамента политических наук НИУ ВШЭ.
"Лекция 2."
Взлёты и падения элит. Символы власти в археологических контекстах. (00:44:46) Погребения элиты – это материальные свидетельства политических процессов, происходивших в древности и в современности. Одной из форм взаимодействия в политической сфере является обмен символами власти и статуса. В материальной культуре такие символы могут быть представлены среди т. н. «предметов престижа». Это погребенные вместе с покойником украшения, оружие и конская упряжь, высокохудожественные сервизы для погребального пира, привезенные издалека редкости и пр. Сведения об изменениях в наборе «предметов престижа», наблюдаемых в течение длительного времени, помогают рассматривать развитие внутри- и внешнеполитических отношений между социальными элитами, процессы их централизации и децентрализации. Лектор – Валентина Мордвинцева, кандидат исторических наук, доцент Центра античной и восточной археологии Института классического Востока и античности (ИКВИА) НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.
"Лекция 3."
Свобода и несвобода средневековых университетов. (01:25:52) Средневековые университеты обладали многочисленными привилегиями, которые были им дарованы как светской, так и церковной властью. Зачастую эти правовые вольности приводили к острым конфликтам – к примеру, с жителями городов, где располагались школы, или с местными властями. Университетским привилегиям, сложностям их воплощения в жизнь и их связи с общими средневековыми представлениями о свободе посвящена первая часть лекции. Наряду с привилегиями жизнь членов университетской корпорации регулировали внутренние установления, писаные и неписаные правила и обычаи. Вторая часть лекции посвящена допустимому и недопустимому для средневекового студента – в образе жизни, одежде. Наконец, рассматривается проблема интеллектуальной свободы в средневековых университетах: опасности обвинений в ереси и разнообразие тем схоластических диспутов. Лектор – Александр Русанов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ.
"Лекция 4."
Тайное и явное в движении декабристов. (00:56:00) В движении декабристов пересекались две линии: одна тайная, связанная с конспирацией и заговором, другая явная, пропагандирующая либеральные идеи. Если на уровне заговора речь шла о тактике и средствах государственного переворота, то на уровне пропаганды границы декабристского движения размывались и включали в себя видных литературных деятелей 1810–1820 годов. Переплетение этих двух линий порождало неповторимую культуру декабристского движения, в котором тесным образом соприкасались политика и литература, идеология и быт, государственная служба и антиправительственная деятельность. Лектор – Вадим Суренович Парсамов, д.и.н., профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ.
"Лекция 5."
Неизвестная история российского образования XIX века. (00:51:57) Обычно история российского образования предстает историей учебных институций и выдающихся имен. В последнее время она дополнилась социальной историей учащихся и учащих. Тем не менее и сейчас история образования остается мало познанной областью, «в которой, за что ни возьмись, ничего нет». А ведь наследие этого ощущается и поныне: здесь люди иначе говорят и пишут, иначе ощущают время и себя в нем. В лекции речь идет о том, как с помощью делопроизводства (отчетов, справок, формуляров, списков) Министерство народного просвещения улучшало качество российского образования, приучало учителей и профессоров писать на бюрократическом языке, описывать свою эффективность языком цифр. Этот сюжет позволяет проследить негативные и позитивные последствия бюрократизации образования. Лектор – Елена Вишленкова, д.и.н., профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ.
"Лекция 6."
«Корона Англии есть императорская по самой своей сути»: зарождение идеи Британской империи в раннее Новое время. (01:00:44) Лекция посвящена проблеме зарождения в Англии имперской идеологии и восприятию королевской власти в конце XV – XVI в. Лектор рассказывает, как менялась символика королевской власти и каким образом происходила репрезентация нового образа английской монархии. Затронуты проблемы отношений Англии с соседними государствами и зарождения колониальной традиции. Особое внимание уделено фигуре выдающегося английского гуманиста Джона Ди, которого считают одним из первых идеологов Британской империи. Лектор – Александр Воеводский, доцент школы исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
"Лекция 7."
Воля монарха vs логика рынка: английские правители середины XVI века на бирже Антверпена. (00:56:46) XVI столетие – золотой век английской монархии, расцвет придворной жизни. Тем временем по ту сторону Ла-Манша, во Фландрии, разворачивалась совсем другая история. На бирже Антверпена каждый день собирались купцы, банкиры и профессиональные финансисты, которые в своей деятельности не подчинялись никаким государям. Они обменивались ценными бумагами, давали и брали в долг не только друг другу, но и монаршим особам Европы, вели дела в своих конторах, считая проценты и отслеживая дни возврата долгов. Любая просрочка платежа была чревата увеличением процентов и испорченной деловой репутацией. Именно на эту биржу пришли английские монархи в поисках денег на войны и придворную жизнь. Но что значили для абсолютистских монархов слова о «деловой репутации»? Как складывались отношения правителей и финансистов, которые не были их подданными? Лектор – Мария Александрова, младший научный сотрудник Лаборатории медиевистических исследований Школы исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.
"Лекция 8."
Легендарные английские короли: Ричард Львиное Сердце. (01:01:59) Ричард Львиное Сердце является одной из тех знаковых фигур, с памятью о которой западная цивилизация не расстается даже спустя восемь столетий бурной истории. Этот английский монарх и в пору своей бурной жизни не укладывался в рамки истории английской монархии, поскольку его владения находились, прежде всего, на континенте, и центром их была цветущая Аквитания. Рыцарь-крестоносец, прославившийся во время крестового похода, и жертва коварного пленения и заточения в германских землях, король Ричард не мог не вызывать интереса у современников. Он оказался первым творцом легенды о самом себе: примером мужества и загадочной смерти, трубадуром куртуазной культуры и тем военачальником, который отдал приказ о массовой казни пленных мусульман. Лектор – Антонина Шарова, к.и.н., академический руководитель образовательной программы «История».
"Лекция 10."
Праведные пчёлы и правильные стерхи. (01:30:51) До сих пор бытует мнение, что Средневековье – цивилизация, лишенная любопытства, что монах мог проехать мимо Женевского озера, не заметив его, что земная красота не привлекала взгляд и не прельщала сердце мыслящего христианина, полностью сосредоточенного на молитве и посте. И так тысяча лет, пока итальянский Ренессанс заново не открыл для Европы мир и человека. Лекция ставит под вопрос этот устойчивый стереотип. Если природные качества пчел или повадки стерхов осмыслялись средневековыми интеллектуалами прежде всего символически, а не как предмет строго «научного» поиска, это не значит, что такой символический взгляд на природу и человека безнадежно устарел или совсем не близок людям XXI века. Лектор – Олег Воскобойников, PhD, кандидат исторических наук, специалист по культуре и искусству средневекового Запада, ординарный профессор НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.
"Лекция 11."
Россия и Французская революция. (00:58:13) Реакция русского образованного общества на революцию во Франции была очень бурной. Это объясняется тем, что несколько поколений русских дворян было воспитано на просветительских идеях, вызвавших Французскую революцию. Они жили этими идеями, верили в возможность их быстрого осуществления. Встретив революцию восторженно, они пережили в ходе ее тяжелое разочарование, обернувшееся для них личной катастрофой. Это будет показано на примере А. Радищева, Н. Карамзина, М. Сушкова и др. Лектор – Вадим Суренович Парсамов, доктор исторических наук, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ).
"Лекция 12."
Крымская война и Великие реформы Александра II. (01:49:52) Крымская война (1853-1856) началась неожиданно, но еще более неожиданно закончилась. Вместо легкой победы над Турцией Россия получила тяжелую и неудачную войну с половиной Европы, вместо уверенной демонстрации имперской мощи – крах николаевской системы и самые либеральные реформы в своей истории. Эта война была совсем необязательной, однако она определила судьбу страны. Почему так получилось? И насколько удачными оказались реформы, особенно главная из них – отмена крепостного права? Почему либеральные реформы так и не сделали страну либеральной? Почему именно в это время в России появился политический терроризм? Чтобы ответить на эти вопросы, надо забыть о том, что пишут в учебниках истории, и взглянуть на события тех лет по-новому. Лектор – Игорь Анатольевич Христофоров, доктор исторических наук, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Центра источниковедения факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, главный редактор академического журнала «Российская история».
"Лекция 13."
Социальные опоры и социальное напряжение в сталинском СССР. (01:04:02) Открытие архивов позволило более глубоко исследовать взаимоотношения государства и общества, массовые настроения и социальные конфликты в СССР. В период сталинского правления мы наблюдаем сложное взаимодействие массовой социальной поддержки и сопротивления режиму, острые социальные кризисы, затрагивающие широкие слои населения, и формирование привилегированных социальных групп. Лектор – Олег Витальевич Хлевнюк, доктор исторических наук, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий.
"Лекция 14."
Декабристы и русское общество. (01:31:35) Декабризм как феномен политической культуры 1810-1820-х годов по-разному оценивался и оценивается исследователями и публицистами. Одни считают декабристов лучшими представителями «удивительного поколения» (Герцен), другие – мятежниками, поднявшими восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, третьи предпочитают говорить о сложности и неоднозначности этого явления. В лекции речь идет о декабризме как общественном феномене, в котором сложно переплелись пропагандистские и конспиративные моменты. С одной стороны, декабристы внесли существенный вклад в формирование общественного мнения в России, с другой – они стали организаторами тайных обществ, направленных на изменение существующего режима. Однако, несмотря на столь разные проявления, декабризм обладал и рядом общих черт, позволяющих видеть в нем определенное единство, выделяющее декабристов на фоне предшествующих и последующих поколений. Лектор – Вадим Суренович Парсамов, доктор исторических наук, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ).
"Лекция 15."
Начало военного присутствия России в Восточном Средиземноморье: блистательная операция Екатерины II и её долгие последствия. (01:26:28) Современная война в Сирии и российская база на аэродроме Хмеймим стали жаркой темой политики, добавив интереса к истории становления российского присутствия в Средиземноморье. А все началось с Архипелагской экспедиции Балтийского флота императрицы Екатерины II, и в 1771-1775 годах в Эгейском море российские моряки действительно создавали российскую военную базу на острове Парос. Как тогда это удалось и к каким последствиям привело? Лектор – Елена Борисовна Смилянская, доктор исторических наук, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ.
"Лекция 16."
Аграрный вопрос в России в конце XIX – начале XX века. (01:20:18) Лекция посвящена аграрному вопросу – главному вопросу жизни Российской империи в конце XIX – начале XX века. Верен ли был диагноз «передовой общественности» о малоземелье как основной причине упадка крестьянского хозяйства после 1861 года? Какими путями правительство и общество собирались решать проблемы деревни? Лекция дает ответ на эти и другие вопросы, связанные с жизнью нашей страны после 1861 года. Лектор – Михаил Абрамович Давыдов, доктор исторических наук, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ.
"Лекция 17."
Российские губернаторы Александровской поры: механизмы назначения и увольнения (1801-1825). (01:10:20) XIX век – век бумаги. Благодаря ей можно исследовать тонкости кадровых решений, которые в нашей современной жизни трудно улавливаются. К примеру, делопроизводственная документация Министерства внутренних дел позволяет выявить не только инициативы, но и мотивы назначения российских губернаторов первой половины XIX века. Сложнее обстоит дело с нюансами их отставок и увольнений. Однако существующая в те времена плотная сеть почти регулярных сенаторских ревизий, спускаемых по жалобам от населения, предоставляет нам такие свидетельства. Предстоящая лекция будет строиться вокруг обозначенных проблем. Реконструкция судеб отдельных губернаторов, статистика их увольнений ставит под сомнение устоявшееся мнение об их «всевластии». Лектор – Алсу Назимовна Бикташева, доктор исторических наук, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ.
"Лекция 18 (в двух частях)."
Еврейский вопрос в контексте русско-польских отношений XIX – начала XX века. (00:59:46 + 01:28:05) Разделы Речи Посполитой в последней трети XVIII века сделали подданными Российской империи евреев и поляков. Русско-польские противоречия порождала альтернатива русификации или полонизации евреев. В русском обществе широкое распространение получили представления о польско-еврейском заговоре с целью экономической экспансии и подрыва существующих политических устоев. В польском обществе евреи нередко воспринимались как проводники русского влияния. Предметом русско-польской полемики явился также вопрос об ответственности за антисемитизм. Во второй лекции на данную тему речь пойдет о разыгрывании «еврейской карты» в русско-польском противостоянии, представлениях об участии евреев в антироссийском и антипольском «заговоре». Предметом обсуждения станут некоторые особенности польского и русского антисемитизма, позиция российской либерально-демократической общественности по поводу распространения юдофобских настроений. Лектор – Леонид Ефремович Горизонтов, доктор исторических наук, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ.
Главная»Разное»Коллектив авторов - Лекции по истории (Лекторий ВШЭ) (2018-2019)
·
Скачать Коллектив авторов - Лекции по истории (Лекторий ВШЭ) (2018-2019) слив курса.
Текущее время: Сегодня 12:37
Часовой пояс: GMT + 4
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям Вы не можете скачивать файлы